Главная Написать нам Публичный доклад Карта сайта Вход
Версия для слабовидящих

История Центра

 

Муниципальное бюджетное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение - Центр образования Ленинского района города Екатеринбурга образован в результате реорганизации двух образовательных учреждений Ленинского района: Межшкольного учебного комбината (ранее учебно-производственный комбинат) и вечерней школы № 188.

Центр образования, являясь образовательным учреждением, на всех этапах своего становления и развития в качестве основной цели рассматривал подготовку подрастающего поколения к жизни, труду, выбору профессии.

Путь реализации этих задач был длительным и нелегким.

Межшкольному учебному комбинату в 2006 году исполнилось 32 года. Первых воспитанников он принял в 1974 году.

С 1974 г. по 1985 г. в УПК обучение учащихся старших классов осуществлялось по программам профессиональной подготовки.

Более 50% учащихся поступали учиться или работать по направлению соответствующему профилю обучения в УПК.

Базовыми предприятиями района в УПК была создана материальная база, оборудованы кабинеты по подготовке учащихся по следующим профессиям: токарь, слесарь сборщик радиоэлектронной аппаратуры; радиомонтажник; продавец продовольственных товаров; продавец непродовольственных товаров; повар; швея - мотористка; чертежник - конструктор; младшая медсестра по уходу за больными; фасовщик аптеки; водитель транспортных средств; секретарь - машинистка; помощник воспитателя; программист-лаборант.

С 1986 по 1990 гг. в УПК, наряду с профессиональной подготовкой обучающихся III ступени обучения, осуществлялось трудовое обучение обучающихся IX классов. Обучение этих школьников проводилось на базе курса " Основы производства. Выбор профессии" и профильного обучения по следующим направлениям: металлообработка; автодело; основы швейного производства; общественное питание; основы радиоэлектротехники; торговое обслуживание; основы машинописи и делопроизводства; основы программирования и вычислительной техники; основы архитектурно-строительного черчения; основы медицинских и фармацевтических знаний; основы педагогических знаний.

В ходе обучения ориентация делалась на приоритет потребностей города в кадрах, возможности базовых предприятий и не всегда учитывались интересы обучающихся. Однако в этот период в УПК были уже сделаны первые попытки организовать профильное обучение на основе диагностики и профессионального консультирования школьников, в ходе которого учитывались потребности и склонности подростков.

В 1985 году на базе УПК была организована лаборатория профдиагностики. С 1991 г. в рамках допрофессиональной и профессиональной подготовки обучающихся особое внимание уделялось индивидуальным особенностям личности обучающегося, распределению обучающихся по профилям в соответствии с их желанием, способностями и интересами.

В 1995 г. педагогический коллектив включился в экспериментальную работу по проверке программы " Технология". В ходе эксперимента было важно, с одной стороны, сохранить идею актуализации индивидуальных особенностей личности в принятии решения о выборе профессии в условиях зарождающегося рынка труда в обществе; с другой - расширить возможности обучающихся в приобретении практического опыта для будущей жизненной и профессиональной карьеры. И в этой связи "Технология" с ее разнообразными модулями, как в области материального производства, так и информационного обеспечения, явилась важнейшим средством решения этой проблемы.

Немалая сложность воплощения этой задачи в практику заключается в обеспечении преемственности программных материалов при переходе к освоению предмета "Технологии" в соответствии с достигнутым опытом работы комбината.

На этапе создания пакета программ по "Технологии" возникла необходимость решения следующих научно - практических задач:

структурирования содержания образования с учетом требований, определяемых идеологией дисциплины "Технология";

органичного дополнения существующих программных материалов новыми разделами, фрагментами, которые нормированы программными документами по "Технологии";

уточнения соотношений между теоретической и практической частями трудового образования;

разработки адекватных норм программных материалов пакетов педагогических технологий с учетом материально - технической базы Центра образования;

разработки средств мониторинга сформированности жизненного и профессионального самоопределения, образа "Я", представление о мире профессий и труда;

разработки критериев успешности воспитательно-образовательного процесса, проведения уроков и практических занятий с обучающимися разных возрастных групп;

усиления работы в направлении совершенствования и освоения новых педагогических технологий (при этом было важно получить ответы на вопрос что преподавать? но и как преподавать?);

реального повышения профессиональной квалификации преподавателей путем: вовлечения их в продуктивную методическую работу, в целенаправленное педагогическое творчество, прохождения курсов повышения квалификации.

МОУ-ВСОШ № 188 была открыта в октябре 1949 года (ранее ШРМ № 27, переименована в 1995 году). В феврале 1997 года она получила лицензию на право ведения образовательной деятельности, а в 1998 году успешно прошла аттестацию, имеет свидетельство государственной аккредитации. Школа № 188, являлась муниципальной вечерней общеобразовательной школой, ориентированной на обучение, воспитание и развитие всех и каждого обучающегося в отдельности с учетом их индивидуальных особенностей, образовательных потребностей, склонностей путем создания адаптивной педагогической системы и благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального развития каждого и для реализации целей основного общего и полного среднего образования.

В Ленинском районе ВСОШ № 188 была единственной вечерней школой и расположена в центральной части города, что сказывалось на сохранности контингента учащихся. Теперь она реорганизована и на основе ее образовано общеобразовательное отделение Центра образования.

Одним из требований к содержанию образовательных программ профилей является обеспечение разноуровневой технологической подготовки обучающихся:

А-базовый уровень (предпрофильная подготовка);

Б-углубленный уровень (профильное обучение);

В-профессиональный уровень (допрофессиональная подготовка по специальности)

По стандарту среднего (полного) общего образования образовательные программы по технологическим профилям должны включать в качестве составляющих: основы организации производства, труда и построения профессиональной карьеры и специальную технологическую подготовку.

Специфика организации образовательного процесса на профилях Центра образования позволяет совместить специальную технологическую подготовку с содержанием профильного направления. Такой подход позволяет учитывать основы технологической культуры как элемент общей культуры, обеспечивая практико-ориентированный характер профильного обучения, профессиональной подготовки.

Программа каждого профиля, с учетом специфики его содержания, обязательно включает инвариантную часть - основы организации производства, труда и построения профессиональной карьеры: анализ требований, предъявляемых конкретным видом труда к человеку; анализ соответствующих профессионально важных качеств; составление формулы изучаемого вида профессиональной деятельности; анализ требований рынка труда в данной деятельности; выполнение профессиональных проб или их элементов с технологической направленностью для соотнесения профессиональных требований с индивидуальными возможностями и запросами обучающихся и приобретения трудового опыта в ходе выполнения пробы.

Немаловажным фактором, способствующим подготовке обучающихся к жизненной и профессиональной карьере на всех этапах обучения "Технологии", является включение как в теоретические, так и практические занятия интегративного тезауруса. Содержание его включает следующие компоненты: техника и технология; экономика производства; производственные отношения; профессиональное самоопределение.

ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ

материалы и их технологические свойства, режимы обработки;

производственные и технологические процессы, технологические машины;

технологические операции: основные и вспомогательные;

заготовки, инструменты и приспособления;

контроль качества изготовления;

конструкторско-технологическая документация;

механизация и автоматизация технологических процессов компьютерная поддержка;

организация и планировка рабочего места, безопасность работы;

экология производственного и технологического процессов.

2. ЭКОНОМИКА ПРОИЗВОДСТВА

дефицит ресурсов;

экономическая эффективность производства;

потребительские качества товаров и услуг;

рынки сбыта;

маркетинг, дизайн;

бизнес - план производства товаров и услуг.

3. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

рынок труда и профессий;

службы занятости и трудоустройства;

процедуры поиска работы и трудоустройства;

квалификация рабочих, техников, инженеров, общие и специальные знания и умения;

условия труда;

производственные заболевания и травматизм;

должностные обязанности;

основы трудового законодательства;

психологические особенности работы;

профессиональные и личные качества работников разной квалификации, профессиограммы;

система образования в стране, пути повышения квалификации.

4. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

личность;

профессия;

профессионально важные качества;

самодиагностика;

профессиональные пробы;

профессиональный план;

формула профессии;

профессиональная пригодность;

профессиональное самоопределение;

мир профессий;

сфера профессиональной деятельности.

Интегративный тезаурус включается в контекст объяснений, бесед, лекций, практических работ, консультаций по проектам и др.

Обучение обучающихся сопровождается психолого-педагогической поддержкой, осуществляемой службой профориентации Центра образования, в основе которой - диагностика, регулирование и коррекция их жизненных и профессиональных планов. Решают эти задачи совместно и педагоги, и профконсультанты в ходе индивидуальных и групповых консультаций.

Важнейшим педагогическим условием, способствующим обеспечению развивающих возможностей обучающихся, реализации потребности их в жизненном и профессиональном самоопределении является участие Центра образования в научно-практических конференциях с представлением творческих проектов, фестивалях, конкурсах.

Темы проектов обучающихся выбирают сами или из предложенных преподавателями. Выполнение проектов предусматривает следующие требования: полезность, новизна (творчество), использование знаний, умений, полученных в ходе обучения, применение этих знаний на практике.

С целью социализации обучающихся формирования у них обобщенных способов трудовой деятельности и опыта в будущей профессиональной деятельности, серьезное внимание уделяется организации практики. Производственная практика обучающихся предусматривается не только на производственных участках Центра образования, а также обучающиеся работают в детской комнате милиции, больнице, детском саду, организациях и учреждениях района соответствующего профиля обучения. Организацию производственной практики обучающихся педагогический коллектив Центра образования оценивает как приоритетную в жизненном и профессиональном становлении обучающихся. И в этой связи планируется расширение контактов с другими учреждениями: профессиональными училищами, колледжами, научно-исследовательскими учреждениями и предприятиями округа, города